Участие в программе "Молодая семья" семей, использовавших материнский капитал


Как известно, Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. N 862. В целях улучшения жилищных условий семьи согласно данным Правилам владелец сертификата может направить средства материнского капитала на погашение основного долга по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока истечения со дня рождения (усыновления) 2-го, 3-го ребенка и последующих детей, то есть не дожидаясь 3-х лет.

Вполне естественно стремление молодых семей использовать такую возможность для улучшения своих жилищных условий. Однако, молодые семьи, реализовавшие свое право на материнских капитал в целях улучшения жилищных условий, могли получить отказ на участие в Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на основании подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования:

18. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

... г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Этому вопросу была посвящена публикация портала "Программа Молодая семья и материнский капитал" от 11.03.2013 г. Приведенные рекомендации касались оптимизации этапа реализации своих прав на материнский капитал молодым семьям - претендентам на участие в Подпрограмме "Молодая семья". На основании подпункта "г" пункта 18 Правил реализация права на материнский капитал воспринималась отдельными чиновниками как ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, что вело к исключению такой семьи из списка участников Подпрограммы и семья больше не имела права на господдержку в получении жилья.

Налицо неравные условия отдельных молодых семей - участников целевой программы при использовании средств материнского капитала, призванного стимулировать улучшение демографической ситуации, то есть повысить рождаемость. В то время как социальные выплаты в рамках программы "Молодая семья" помогают молодым семьям реализовать свое конституционное право на жилье.

Полную ясность внесло Постановление N 21 П от 8 июля 2014 года Конституционного суда РФ: молодые cемьи, которые направили материнский капитал на улучшение своих жилищных условий, теперь имеют право участвовать в федеральной целевой программе (ФЦП) "Молодая семья" по обеспечению жильем.

Постановление вынесено на соответствующий вопрос в Конституционный суд от жительницы города Коряжма Архангельской области, матери двоих детей Елены Дурягиной, просившей проверить соответствие основному закону подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".

В материалах суда отмечается: "Оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает исключения из числа участников подпрограммы молодой семьи, которая направила средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение жилья".

Таким образом, представление использования материнского капитала в качестве формы государственной поддержки улучшения жилищных условий абсурдно по своей сути и должно рассматриваться как дополнительная мера государственной поддержки семей, у которых рождается второй ребенок. Дифференциация молодых семей - претендентов на участие в Подпрограмме "Молодая семья" в зависимости от времени получения маткапитала не правомерна.